Иппотерапия
Животные могут по-особому общаться с человеком, по-особому на него воздействовать. Владельцы домашних питомцев – кошек и собак – обычно могут рассказать много интересного об этом удивительном феномене, когда рядом с любимой Муркой нервное напряжение испаряется, человек расслабляется и отдыхает и телом, и душой. Иппотерапия – особый вид лечения, при котором лечебный эффект достигается через общение с лошадью.
В официальной медицине иппотерапию принято называть лечебной верховой ездой. Этот метод лечения одобрен далеко не во всех странах, однако в России иппотерапия входит в категорию официально признанных методик терапии многих заболеваний.
Особенность иппотерапии – одновременное воздействие на костно-мышечный аппарат и психоэмоциональную сферу.
Иппотерапия несет в себе и воспитательный момент, что особенно важно для детей. Ухаживая за лошадью человек, учится вниманию, чуткости, вырабатывает в себе желание и способность прислушиваться к особенностям партнера.
Иппотерапия позволяет:
1. преодолеть вынужденную гиподинамию;
2. развить мышечную силу;
3. восстановить или улучшить нарушенные функции различных органов и систем;
4. способствовать социальной адаптации инвалидов.
Работа с глиной
В арт-терапии глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный трехмерный материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов, требует определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.
С глиной каждый легко может стать мастером. Она дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами.
Задачи:
- способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности;
- оказать помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью;
- развивать творческое воображение, фантазию;
- развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
- развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
- способствовать становлению произвольной регуляции поведения.
Мандала-терапия
Существует такое направление в психотерапии , которое носит название Арт-терапия. Терапия, использующая творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.
Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта. Манадал-терапия – это инструмент для оздоровления и исцеления нашей психики.
Гарденотерапия (Садотерапия)
Садовая, или гарденотерапия, как социальный инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании - это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения людей. В узком смысле садовая терапия – это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное положительное влияние на человека.
Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии. Садовая терапия помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.
Оригами
Овладение различными приемами и способами действия с бумагой помогает развивать способность сознательно работать руками, развивать мелкую моторику рук и развивать глазомер. Процесс оригами заставляет сосредоточиться на изготовлении модели, что способствует концентрации внимания, для получения желаемого результата. Необходимость запоминать приемы и способы складывания, последовательность изготовления модели, помогает стимулировать и развивать память. Процесс конструирования активизирует мыслительную деятельность человека. А так же в процессе овладения технологией оригами, расширяется и обогащается словарный запас, совершенствуется речь и коммуникативные навыки.
Оригами – это уникальное занятие для всех и каждого, это искусство бумажной пластики, зародившееся в Японии, никого не оставит равнодушным.
Задачи:
- Знакомство с искусством оригами.
- Знакомство со свойствами и возможностями изменения формы бумаги.
- Развивать пространственное ориентирование на плоскости листа.
- Формировать умения человека действовать по словесной инструкции, работать по образцу с использованием схем.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать конструктивные и творческие способности.
- Развивать речь и коммуникативные способности.
- Воспитывать трудолюбие и усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Танцевальная терапия
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.
Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции.
Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых событий.
КИНОТЕРАПИЯ
Понимание содержание фильмов позволяет человеку переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.
Фильм - это своего рода метафора, в которой можно увидеть отражение определенной жизненной ситуации. Он позволяет со стороны посмотреть на собственные трудности. Чтобы оказывать терапевтическое действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которую попал клиент, и предлагать продуктивный выход из нее
Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.
Посмотрев кино, в хорошей компании можно много интересного узнать о себе, о людях и мире вокруг.
Видеотерапия
Научно-технический прогресс оказал сильнейшее влияние на развитие людей, достижения в различных областях нашей жизни, включая психологию. Благодаря техническим разработкам учёных, специалисты могут качественно улучшать свою работу с пациентами, более эффективно помогать им решать различного рода психологические и жизненные проблемы.
Одним из таких методов является одно из новых направлений в области арт-терапии — видеотерапия — относящееся к когнитивной психологии. Его основателем является S.A. McNiff, который прибегнул к ней в 1975 году.
Она используется в настоящее время психологами различных направлений для решения очень большого и разнообразного круга задач:
- Разрешение внутриличностного конфликта;
- Лечение наркологической и алкогольной зависимости;
- Лечение больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами;
- Разбор ситуаций во время тренинга и т.д.
В зависимости от того, какую проблему необходимо решить, используют разные методы обращения к данному направлению.